Я - учитель. Многие приходят в эту профессию осознанно, воплощая в жизнь детскую мечту. Я же никогда не видела себя у доски, в окружении учеников, с мелом и указкой в руках. Я мечтала стать экскурсоводом, так как любила историю и считала, что выбрав эту профессию, буду дни и ночи проводить в музеях и копаться в этих жутко интересных вещах из прошлого. Но, так как в свои четырнадцать лет я плохо представляла, как этого достичь, выбор за меня сделали родители, в результате чего я стала студенткой педагогического колледжа. Выбор семьи был очевиден: ведь и бабушка, и мама - учителя.
Что же дальше? Началась учёба… И с каждым днём я всё больше и больше погружалась в эту профессию. После каждого открытого урока перед своими однокурсницами, опытными учителями и методистами, выслушивая их советы и оценку уроков, я понимала, что это для меня, оказывается, очень важно! И с нетерпением ждала нового урока. Я до сих пор помню эти кабинеты, наглядные пособия на стенах и имена детей в классах, в которых я работала во время учебной практики. Ещё тогда я почувствовала настоящий азарт при подготовке к урокам. Придя с занятий по музыке и выполнив работу на кухне, мы все дружно приступали к подготовке к урокам. Располагались на полу, разворачивали рулоны бумаги, брали тушь с пером и выводили слоговые таблицы или примеры для устного счёта. И так хотелось удивить детей на уроке, так хотелось их заинтересовать! Об интернете никто в те времена и не слышал. Добывали материал в читальных залах, библиотеках, в копилках подруг, мама делилась своими наработками. Я с трепетом и даже, можно сказать, благоговейностью, листала старые журналы, вырезки из учительских газет. Вот я иду на урок. Сорок пять минут пролетают на одном дыхании. Работа кипит, глаза детей «горят», они тянут руки, сбивают с ног, когда ты входишь в класс и не хотят отпускать, когда ты уходишь от них. Это ли не счастье?
Именно тогда я полюбила свою профессию и поняла, что я нахожусь абсолютно на своём месте.
Затем началась работа в сельской школе. Моим наставником стала моя мама - заслуженный учитель Республики Башкортостан. С первых дней и до сегодняшнего дня для меня она является эталоном в нашей профессии. Её отношение к работе и детям, порядочность, справедливость вызывают у меня восхищение! Работая рядом с ней и видя её энтузиазм, мне просто не позволительно расслабляться. Постоянное саморазвитие - вот чему я научилась у своей мамы.
Мой интерес к работе нисколько не угас. Изменилось только отношение. С возрастом я стала понимать, что моя работа состоит не только из ярких и запоминающихся уроков. Всё гораздо серьёзнее и глубже. Работа сельского учителя имеет свою специфику. За пару лет я и сама не заметила, как стала и психологом, и социальном педагогом, и воспитателем, и инспектором, и другом, и мамой. Поняла, что уделить внимание ребёнку, приобнять и поинтересоваться, что происходит у него в семье, не менее важно, чем научить решать олимпиадные задачи. За пятнадцать лет работы в сельской школе я видела десятки сложных детских судеб. Моим ученикам, порой, выпадали такие испытания судьбы, которые не всякий взрослый сумеет преодолеть. Не раз приходилось входить в дом, собирать вещи своего ученика и отвозить в социальный приют, потому что нахождение ребёнка в семье опасно для его жизни. И на протяжении всей дороги слышать плач мальчиков и девочек, нежелающих уезжать от мамы, и медленно сходить с ума от боли в сердце и от вины перед ними. Как же требовать с моих учеников хорошей подготовки к урокам и журить за невыполненное задание, если я видела, в каких условиях они живут. Мне хочется обогреть своей любовью, помочь, стать другом. Я должна каждого понять и изучить, к каждому найти подход. Я должна успеть за четыре года обучения в начальных классах нацелить ребенка на учёбу, объяснить, насколько это важно для его будущего, помочь правильно расставить приоритеты, ведь, возможно, подобные задачи ему ставят только в школе.
Знала ли я студенткой о такой стороне своей профессии? Конечно, нет! Знала только методику преподавания от корки до корки и думала, что этого достаточно.
Труд учителя в сельской школе требует профессионализма, творчества, одержимости своей работой, доброты и сердечности, человеколюбия и бескорыстия.
Сельского учителя удерживает только любовь к детям и к своей профессии.
К сожалению, школа в деревне - это последний и единственный очаг культуры, моя задача – постараться его сохранить. Ведь только от учителя зависит, будут ли будущие граждане смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Завтра мы будем жить так, как учим и воспитываем сегодня.